Архив за месяц: Сентябрь 2016

ВЕСТНИК Казахской национальной консерватории им. Курмангазы №3(12) 2016

Третий номер журнала Вестник КНК им.Курмангазы за 2016 год можно скачать в формате pdf.

Читайте в номере:

XX ҒАСЫРДАҒЫ ҚАЗАҚСТАН МУЗЫКАСЫ
МУЗЫКА КАЗАХСТАНА В ХХ ВЕКЕ
MUSIC OF KAZAKHSTAN IN XX CENTURY

Begembetova G. Vocal performance in first Kazakh operas
Бегембетова Ғ. Алғашқы қазақ операларындағы вокалдық орындаушылық ерекшеліктер
Бегембетова Г. Особенности вокального исполнительства в первых казахских операх

Мусагулова Г. Отечественная музыкальная наука и ее основатели (к юбилею корифея музыковедения – М.М. Ахметовой)
Мусагулова ГОтандық музыкалық ғылым және оның негізін қалаушылар (музыкатану кемеңгері М.М.Ахметованың мерейтойына орай)
Musagulova GKazakhstani music sciense and its founders 

Касимова З. Интеграционные процессы в музыкальной культуре народа Казахстана (на примере творчества турок-ахыска)
Касимова З. Қазақстан халқының музыкалық мәдениетінде интеграциялық процестер (Ахыска-Түркілер шығармашылығының мысалында)
Kasimova Z. (on example of Ahiska Turks)

Кюеведение
Күйтану
Kuy researches

Надирбеков Ж. Базовый элемент звукоряда казахской домбры
Нәдірбеков Ж. 
Қазақ домбырасының дыбыстық қатарындағы базалық элемент

Nadirbekov Zh. The basic element of Kazakh dombra’s sound scale

Алина А. Арқа домбырасының пернелік жүйесі
Алина А. Ладовая система перевязок аркинской домбры
Alina A. Modes’ system of the Arka’s dombra’s fretts

Творчество композиторов Казахстана
Қазақстан композиторларының шығармашылығы
Creativity of Kazakhstani composers

Сомов А. Жанр фортепианной миниатюры в творчестве Базарбая Жуманиязова
Сомов А. 
Базарбай Жұманиязовтың шығармашылығындағы фортепианолық миниатюра жанры

Somov A. The genre of piano miniature in creativity of Bazarbay Jumaniyazov

Атагелдиева С. Проблемы композиторского стиля Г. Жубановой  (на примере Второго квартета)
Атагелдиева С. Г. Жұбанованың композиторлық стиль мәселелері (Екінші квартет мысалында)
Аtageldiyeva S. 
G. Zhubanova’ s composing style problems (on example of the Second quartet)

Мусагулова Ж. Композиторы Казахстана на пути освоения народных истоков (на примере творчества Б.Дальденбая)
Мусагулова Ж. Ұлттық қайнарларды енгізу жолындағы Қазақстан композиторлары  (Б.Дәлденбай шығармашылығы негізінде)
Musagulova Zh. Kazakh composers on the way of national origins’ development (on example of B. Daldenbay’s creativity)

Исполнительская практика
Орындаушылық тәжірибе
Performers’ practice

Сулеймен Г. Развитие профессионально-значимых умений и навыков будущих специалистов в процессе занятий эстрадным вокалом
Сулеймен Ғ. Эстрадалық вокал сабағы үрдісінде болашақ мамандардың кәсіби маңызды біліктері мен дағдыларын дамыту
Suleymen G. The development of the professionally significant abilities and skills of future specialists in the process of pop-vocal training

 

Сулеймен Г. Развитие профессионально-значимых умений и навыков будущих специалистов в процессе занятий эстрадным вокалом

Сулеймен Г. Развитие профессионально-значимых умений и навыков будущих специалистов в процессе занятий эстрадным вокалом// Құрманғазы атындағы Қазақ ұлттық консерваториясы хабаршысы – Вестник Казахской национальной консерватории имени Курмангазы. №3 (12) 2016. – с.64-67.

УДК 784.9

Галымжан СУЛЕЙМЕН

Казахская национальная академия имени Т. Жургенова

 РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ЭСТРАДНЫМ ВОКАЛОМ

 

Аннотация:
В статье рассматриваются некоторые вопросы проблемы развития профессионально-значимых умений и навыков будущих специалистов в процессе занятий эстрадным вокалом. Автором особо подчёркиваются умения создания художественных ценностей, исходя из приобретаемого в процессе занятий эстрадным вокалом, профессионального опыта.

 

Ключевые слова: артист эстрады, эстрадный вокал, практико-ориентированное обучение.

Тірек сөздер: эстрада әртісі, эстрадалық вокал, практикалық-бағдарланған оқыту.

Keywords: entertainer, pop vocal, practice-oriented training.

Түйін
Бұл мақалада болашақ мамандардың эстрада вокалы бойынша дәріс алу кезіндегі кәсіби біліктілігі мен шеберлігін дамыту жайында сұрақтар мен мәселелер қаралады. Эстрада вокалы сабағынан алған кәсіби тәжірибесіне сүйене отырып, автор көркем құндылықтарды ерекше атап өтті.

Abstract
This article discusses some issues of professionally significant abilities and skills of the future experts development in the course of vocal entertainers employment. The author has specifically highlighted the ability to create a work of art on the basis of the professional experience acquired in the course of entertainers singing employment.

 

 

Мусагулова Ж. Композиторы Казахстана на пути освоения народных истоков (на примере творчества Б.Дальденбая)

Мусагулова Ж. Композиторы Казахстана на пути освоения народных истоков (на примере творчества Б.Дальденбая) // Құрманғазы атындағы Қазақ ұлттық консерваториясы хабаршысы – Вестник Казахской национальной консерватории имени Курмангазы. №3 (12) 2016. – с.57-62.

УДК 78.036(574)

Жанел МУСАГУЛОВА

Казахский национальный университет искусств (Астана)

 КОМПОЗИТОРЫ КАЗАХСТАНА НА ПУТИ ОСВОЕНИЯ НАРОДНЫХ ИСТОКОВ (на примере творчества Б.Дальденбая)

Аннотация:
В представленной статье даны сведения о творческой деятельности отечественного композитора Б.Дальденбая, а также об особенностях стиля его произведений. Автор прослеживает важность роли национального тематизма в сочинениях композитора, на примере произведения «Саяхат» для духового квартета. К анализу представлен жанр камерной музыки в контексте творчества композиторов Казахстана.

 Ключевые слова: композитор Б. Дальденбай; исполнительство; творчество; традиции; сюита; национальный; школа;

Тірек сөздер: композитор Б. Дәлденбай; орындаушылық; шығармашылық; дәстүр; сюита; ұлттық; мектеп.

Keywords: composer B. Daldenbay; performance; creativity; tradition; suite; national; school.

Түйін
Бұл мақалада отандық композитор Б.Дәлденбайдың шығармашылығы мен стильдык ерекшеліктері туралы деректер берілген. Композитордың ұрмалы квартетке арналған «Саяхат» шығармасы арқылы автор ұлттық әуендердің атқаратын басты ролін анықтайды. Қазақстан композиторларының камералық шығармаларын талдау негіз болған.

Abstract
This article provides information about a creative activity of Kazakh composer B.Daldenbay, as well as about the features of the style of his works. The author traces the importance of the role of national themes in the works of the composer on example of “Sayakhat” for wind quartet. Chamber music analysis is given in the context of Kazakhstani composers’ creativity.

Атагелдиева С. Проблемы композиторского стиля Г. Жубановой (на примере Второго квартета)

Атагелдиева С. Проблемы композиторского стиля Г. Жубановой (на примере Второго квартета) // Құрманғазы атындағы Қазақ ұлттық консерваториясы хабаршысы – Вестник Казахской национальной консерватории имени Курмангазы. №3 (12) 2016. – с.46-56.

УДК 787.087.34 (574)

Сабина АТАГЕЛДИЕВА

Казахская национальная консерватория им. Курмангазы

 ПРОБЛЕМЫ КОМПОЗИТОРСКОГО СТИЛЯ Г. ЖУБАНОВОЙ (на примере Второго квартета)

 Аннотация:
Данная статья посвящена развитию квартетного жанра в Казахстане, и на примере Второго струнного квартета выдающегося казахского композитора ХХ столетия Газизы Жубановой показан процесс синтеза традиционной и европейской культур на разных уровнях композиторского творчества. В статье представлен целостный анализ музыки произведения, в частности, рассмотрены вопросы формы, содержания, драматургии, выразительных средств партитуры.

 Ключевые слова: композитор Г.Жубанова, традиционная культура, струнный квартет, стиль, форма, драматургия, гармония, атональность.

Тірек сөздер: композитор Ғ. Жубанова, дәстүрлі мәдениет, ішекті квартет, стиль, форма, драма, гармония, атональность.

Keywords: composer G. Zhubanova, traditional culture, string quartet, style, form, dramaturgy, harmony, atonality.

Түйін
Бұл мақала Қазақстандағы квартет жанрын дамытуға арналған, сондай-ақ ХХ ғасырдағы көрнекті қазақ композиторы Ғазиза Жұбанованың Екінші ішекті квартет мысалында композитор жұмысының түрлі деңгейлерде дәстүрлі және еуропалық мәдениеттердің синтездеу процесін көрсетеді. Атап айтқанда, мақала, нысаны, мазмұны, драматургиясы, мәнерлі құралдарын мәселелерін музыка жұмыстар толық талданады.

Abstract
This article is devoted to the development of the quartet genre in Kazakhstan and on example of the Second String Quartet of twentieth century’s outstanding Kazakh composer Gaziza Zhubanova it shows the process of synthesis of traditional and European cultures at different levels of the composer’s work. The article presents a complete analysis of the Second quartet, in particular, the issues of form, content, dramatic, expressive means of the score.

 

Сомов А. Жанр фортепианной миниатюры в творчестве Базарбая Жуманиязова

Сомов А. Жанр фортепианной миниатюры в творчестве Базарбая Жуманиязова // Құрманғазы атындағы Қазақ ұлттық консерваториясы хабаршысы – Вестник Казахской национальной консерватории имени Курмангазы. №3 (12) 2016. – с.39-45.

УДК 786.2.083.1 (574)

Антон СОМОВ

Казахская национальная консерватория им. Курмангазы

 ЖАНР ФОРТЕПИАННОЙ МИНИАТЮРЫ В ТВОРЧЕСТВЕ БАЗАРБАЯ ЖУМАНИЯЗОВА

 Аннотация:
В связи с 80-тилетием со дня рождения известного казахстанского композитора Жуманиязова Базарбая Сагадиевича, данная статья привлекает внимание к некоторым индивидуальным особенностям его творчества. Три фортепианные миниатюры рассматриваются в свете актуальных исследований на тему «портрет автора» в музыке.

 Ключевые слова: Базарбай Жуманиязов, творчество композитов Казахстана, фортепианная миниатюра, анализ формы, мера содержания, жанр, элегия, полька, скерцо, фортепианный репертуар.

Тірек сөздер: Базарбай Жұманиязов, Қазақстан композиторларының шығармашылығы, фортепианолық миниатюра, форма талдауы, мазмұн өлшемі, жанр, элегия, полька, скерцо, фортепианолық репертуар.

Keywords: Bazarbay Jumaniyazov, creativity of Kazakhstani composers, piano miniature, form analyses, measure of content, genre, elegy, polka, scherzo, piano repertoire.

Түйін
Белгілі қазақстандық композитор Б.С.Жұманиязовтың 80-жылдығына орай, бұл мақалада оның шығармашылығының кейбір жеке ерекшеліктеріне назар аударылады. Үш фортепианолық миниатюрасы «автор портреті» тақырыбындағы өзекті зерттеулер санатында қарастырылады.

Abstract
In the year of 80-s anniversary of famous Kazakhstani composer Bazarbay Jumaniyazov this article pays attention to some individual features of his creativity. Three piano miniatures are considered in the light of relevant researches of “author’s portrait in music” subject.

Алина А. Арқа домбырасының пернелік жүйесі

Алина А. Арқа домбырасының пернелік жүйесі // Құрманғазы атындағы Қазақ ұлттық консерваториясы хабаршысы – Вестник Казахской национальной консерватории имени Курмангазы. №3 (12) 2016. – с.31-37.

ӘӨЖ 781.7(574):787.8

Асель АЛИНА

Құрманғазы атындағы Қазақ ұлттық консерваториясы

 АРҚА ДОМБЫРАСЫНЫҢ ПЕРНЕЛІК ЖҮЙЕСІ

 Түйін:
Мақалада Арқа күйшілік мектебі өкілдерінің аспаптарына сүйеніп, Арқа домбырасының пернелік жүйесін айқындайтын жаңа деректер ұсынылды.

 Тірек сөздер: мәдениет, күйші (орындаушы), пернелік жүйе, домбыра, дерек.

Ключевые слова: культура, кюйши (исполнитель), система ладов перевязок, домбыра, факт.

Keywords: culture, kuyshi (performer), dombyra, fact.

Аннотация
В статье представлены новые факты о домбровой системе ладков перевязок на основе инструментов исполнителей Аркинской школы.

Abstract
In this article the new facts about the dombra modes’ system of fretts based on the structure of musical instruments of Arka school performers are presented.

 

Begembetova G. Vocal performance in first Kazakh operas

Begembetova G. Vocal performance in first Kazakh operas // Құрманғазы атындағы Қазақ ұлттық консерваториясы хабаршысы – Вестник Казахской национальной консерватории имени Курмангазы. №3 (12) 2016. – с.6-9.

UDC 782.1(574)

Galiya BEGEMBETOVA

Kurmangazy Kazakh National Conservatory

 VOCAL PERFORMANCE IN FIRST KAZAKH OPERAS

Annotation:

The process of European musical genres’ intensive assimilation passed in musical life of Central Asian people, including Kazakhstan, since 1920-1930s. Its organic part is modern professional performing creativity. The article is dedicated to the problems of operatic singing in Kazakhstan on the early stage of its development when traditional performing forms were still widespread and strong and new techniques were still maturing in the first staged national operas (1934-1937).

Keywords: opera in Kazakhstan, national opera, vocal performance.
Тірек сөздер: Қазақстанның операсы, ұлттық опера, вокалдық орындаушылық.
Ключевые слова: опера в Казахстане, национальная опера, вокальное исполнительство.

Түйін

Орталық Азия халықтарының музыкалық өмірінде, соның ішінде Қазақстанда 1920-30 жылдардан бастап еуропалық жанрды белсенді енгізу үдерісі орын алды. Онда кәсіби орындаушылық шығармашылық оның ауқымды бөлігіне айналды. Мақала сол кездегі жаңа тәсілдердің алғашқы ұлттық опералық қойылымдарда (1934-1937) пайда бола бастаған орындаушылықтың дәстүрлі түрінің күшейген уақытындағы Қазақстанның опералық орындаушылық мәселелерінің ерте кезеңінің дамуына арналған.

Аннотация

В музыкальной жизни народов Центральной Азии, в том числе, в Казахстане, начиная с 1920-30-х годов, проходил процесс интенсивного освоения европейских жанров. Его органичной частью стало современное профессиональное исполнительское творчество. Статья посвящена проблемам оперного исполнительства в Казахстане на ранней стадии его развития, когда ещё были сильны традиционные формы исполнительства, а новые приёмы только зарождались в постановках первых национальных оперных спектаклей (1934-1937 годы).

Надирбеков Ж. Базовый элемент звукоряда казахской домбры

Надирбеков Ж. Базовый элемент звукоряда казахской домбры // Құрманғазы атындағы Қазақ ұлттық консерваториясы хабаршысы – Вестник Казахской национальной консерватории имени Курмангазы. №3 (12) 2016. – с.20-30.

УДК 781.7(574)

Жаксылык НАДИРБЕКОВ

Балхашский гуманитарно-технический колледж им. А. Мусина

 БАЗОВЫЙ ЭЛЕМЕНТ ЗВУКОРЯДА КАЗАХСКОЙ ДОМБРЫ

Аннотация:
Неравномерно темперированный традиционный звукоряд домбры представляет собой самостоятельную, оригинальную звуковую систему и является материальной основой теории домбровой музыки. Для понимания принципа формирования традиционного звукоряда домбры нужно выяснить что является строительным материалом звуковой системы. Автор выдвинул тезис о том, что структурной основой, из которой вырастают все звукоряды домбры, является тетрахорд.

Ключевые слова: тетрахорд, кашаган перне, слабозакрепленные перне, интервал, кюй.

Тірек сөздер: тетрахорд, қашаған перне, жылжымалы перне, ара қашықтық, күй.

Keywords: tetrachord, kashagan perne, loosely held perne, interval, kuy.

Түйін
Дәстүрлі  домбыраның жартылай хроматикалық перне орналасуы дербес жүйе және домбыралық музыка қағидасының материалдық негізі болып табылады. Мақалада автор дыбыс жүйесінің негіздік элементін анықтауға әрекет жасады. Автор домбыра регистрінің және тетрахорд аумақтарының теңдігін алға тарта отырып, дыбыс жүйенің бастапқы элементі тетрахорд деген тезисті ұсынады.

Abstract
Unequal tempered scale of traditional dombra is an original sound system and  the material basis of the theory of dombra music. The author has made an attempt to establish the basic structure of traditional dombra’s scale. Coincidence of registed zone’s boundaries and pure tetrachords allowed the author put forward the idea that the primary structural basis of the scale of the Kazakh dombra is a tetrachord.

Касимова З. Интеграционные процессы в музыкальной культуре народа Казахстана (на примере творчества турок-ахыска)

Касимова З. Интеграционные процессы в музыкальной культуре народа Казахстана (на примере творчества турок-ахыска) // Құрманғазы атындағы Қазақ ұлттық консерваториясы хабаршысы – Вестник Казахской национальной консерватории имени Курмангазы. №3 (12) 2016. – с.14-18.

УДК 78.031.2(574)(=512.161)

Зульфия КАСИМОВА

Институт литературы и искусства им. М. Ауэзова

 ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ НАРОДА КАЗАХСТАНА
(на примере творчества турок-ахыска)

 Аннотация:
Статья посвящается раскрытию одной их сторон интеграционных процессов, которые нашли отражение в культуре национальных диаспор Казахстана, на примере искусства турок-Ахыска, проживающих в нашей стране свыше 70 лет. В этой связи вкратце рассматриваются казахоязычные песни турецких авторов и исполнителей, куда включены элементы музыкального языка песенного наследия турок и азербайджанцев.

Ключевые слова: турки-Ахыска, народ Казахстана, интеграционные процессы, песня, музыка диаспор.

Тірек сөздер: Ахыска түркілер, Қазақстан халқы, интеграциялық үрдістер, ән, диаспоралардың музыкасы.

Key words: Ahiska Turks, people of Kazakhstan, integration processes, song, music of diasporas.

Түйін
Мақала Қазақстан диаспораларының мәдениетінде көрініс тапқан интеграциялық үрдістердің бір қырын 70 жыл бойы елімізді мекендеп келе жатқан ахыска-түріктері өнерінің негізінде ашып көрсетуге арналған. Бұл тұрғыдан қазақстандық түрік музыканттары шығарып, орындап жүрген, әзірбайжан, түрік музыка тілдерінің элементтері кеңiнен қолданыс тапқан қазақша әндер жөнінде қысқаша сөз қозғалады.

Abstract
The article is dedicates to the one of the integrational processes’ sides, that was reflected in culture of Kazakhstan’s national diasporas on example of Ahiska Turks that live in our country more than 70 years. In connection with this Kazakh-language songs of Turkish authors and performers are briefly enclosed. They include elements of musical language of Turks’ and Azerbaijanians’ song heritage.

Мусагулова Г. Отечественная музыкальная наука и ее основатели (к юбилею корифея музыковедения – М.М. Ахметовой)

Мусагулова Г. Отечественная музыкальная наука и ее основатели (к юбилею корифея музыковедения – М.М. Ахметовой) // Құрманғазы атындағы Қазақ ұлттық консерваториясы хабаршысы – Вестник Казахской национальной консерватории имени Курмангазы. №3 (12) 2016. – с.10-13.

УДК 78.072(574)

Гульмира МУСАГУЛОВА

Институт литературы и искусства им. М. О.Ауэзова

 ОТЕЧЕСТВЕННАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ НАУКА И ЕЕ ОСНОВАТЕЛИ (к юбилею корифея музыковедения – М.М. Ахметовой)

Аннотация:
В ряду основателей музыкальной науки Казахстана особое место занимает музыковед Марьям Ахметова. В статье дан обзор её основных научных трудов. Автор рассматривает изучение научной деятельности казахстанских музыковедов как отдельную проблемную сферу современной науки об искусстве.

 Ключевые слова: музыковедение Казахстана, поколения музыковедов, Марьям Ахметова, музыковед М. Ахметова.

Тірек сөздер: Қазақстан музыкатануы, музыкатанушылар ұрпақтары, Мариям Ахметова, музыкатанушы М. Ахметова.

Keywords: musicology of Kazakhstan, generations of musicologists, Mariyam Akhmetova, musicologist M.Ahmetova.

Түйін
Қазақстан музыка ғылымының негізін қалаушылар қатарында музыкатанушы Марьям Ахметова ерекше орын алады. Мақалада оның ғылыми еңбектеріне шолу жасалған. Автор қазақстандық музыкатанушылардың ғылыми қызметтерін зерттей отырып, оларды өнердің қазіргі заманғы саласының жеке мәселесі ретінде қарастырады.

Summary
Mariyam Akhmetova holds a special place in the raw of Kazakhstani music science’s founders. The review of her main works is given in this article. Author considers the study of Kazakhstani musicologists’ scientific activities as special problrmatic sphere of contemporary art-science.