Надирбеков Ж. Дискретность домбрового двухголосия

Надирбеков Ж. Дискретность домбрового двухголосия // Құрманғазы атындағы Қазақ ұлттық консерваториясы хабаршысы – Вестник Казахской национальной консерватории имени Курмангазы. №1(10)2016. – с.44-52.

УДК 781.7(574):787.8

Жаксылык НАДИРБЕКОВ

Балхашский гуманитарно-технический колледж им. А. Мусина

ДИСКРЕТНОСТЬ ДОМБРОВОГО ДВУХГОЛОСИЯ

Аннотация:

Вопросу домбрового двухголосия посвятили свои работы все ведущие кюеведы, тем не менее этот вопрос еще не снят с обсуждения. Исследователи сходятся во мнении, что голоса двух струн функционально неделимы. Но в то же время отмечают, что высокая струна является мелодической, а низкая струна сопровождает мелодию «мигрирующим» бурдоном. То есть струны являются носителями двух групп тонов, выполняющих в звуковом составе кюев определенные функции. Поскольку определение высокой струны как «мелодическая» говорит сама за себя, то автор считает необходимым установить функции тонов «аккомпанирующей» струны.

Ключевые слова: дискретность, гармония, бас буын, орта буын, ПАИК.

Тірек сөздер: дискреттік, гармония, бас буын, орта буын, ПАИК.

Keywords: discreteness, harmony, bas buyn, orta buyn. PAIK.

Түйін

Барлық күйтанушылар төкпе күйдің қос дауыс мәселесіне өз зерттеулерін арнады. Зерттеушілер ішектер дыбыстарды функционалдық жағынан екіге бөліп қарауға дұрыс емес деген пікірді ұстанады. Бірақ жіңішке дыбысты «әуез» ішегі, ал жуан ішекті «сүйемелдеуші» деп жіктейді. Соған орай мақалада автор жуан ішек дыбыстарының функционалдық маңызын анықтауға тырысады.

Abstract

All the leading kuy-researchers dedicated their works to the question of dombra’s two-voice texture, however this issue has not yet been withdrawn. Researchers agree that the voices of the two strings are functionally indivisible. But at the same time they point out that the high string is a melody, and the low string accompanies the melody with the help of “migratory” bourdon. That is, the strings are carrying the two groups of tones, performing certain functions in the sound composition of kuys. As the definition of high strings as “melodic” speaks for itself, the author considers that it is necessary to set the tone function of “accompanying” string.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

CAPTCHA image
*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>