Нурканова Д. Особенности трактовки песни М.Рыкиной «Дударай» в творчестве композитора Г.Узенбаевой

Нурканова Д. Особенности трактовки песни М.Рыкиной «Дударай» в творчестве композитора Г.Узенбаевой // Құрманғазы атындағы Қазақ ұлттық консерваториясы хабаршысы – Вестник Казахской национальной консерватории имени Курмангазы. №1(10)2016. – с.74-80.

УДК 781.6 (574)

Диана НУРКАНОВА

Казахская национальная консерватория имени Курмангазы

ОСОБЕННОСТИ ТРАКТОВКИ ПЕСНИ М.РЫКИНОЙ «ДУДАРАЙ» В ТВОРЧЕСТВЕ КОМПОЗИТОРА Г.УЗЕНБАЕВОЙ

Аннотация:

В данной статье рассматривается история создания известной песни «Дударай» и её дальнейшее сценическое существование в творчестве композиторов Казахстана. Автор в качестве примера останавливается на обработке современного казахстанского композитора Г. Узенбаевой «Дударай» для скрипки и фортепиано. В статье предлагается анализ данного произведения. Выявляются основные составляющие музыкального языка, структура нотного текста. Автор приходит к выводу, что композитор Г. Узенбаева, опираясь на традиции Е. Брусиловского, бережно сохраняя своеобразие, особенности оригинала песни, создала яркую, замечательную транскрипцию этого великолепного памятника казахской песенной культуры – песни «Дударай».

Ключевые слова: песня «Дударай», обработка для камерного ансамбля, Г. Узенбаева, казахстанская камерная музыка.

Тірек сөздер: «Дударай» әні, камералық ансабльге арналған өңдеу, Г. Үзенбаева, қазақстандық камералық музыка.

Keywords: “Dudarai” song, transcription for chamber ensemble, G. Uzenbayeva, Kazakhstani chamber music.

Түйін

Бұл мақалада белгілі «Дударай» әнінің шығу тегі және осы әнінің қазақстандық сазгерлердің шығармашылығындағы қолданылуы қарастырылады. Автор мысал ретінде заманауи қазақстандық сазгер Г.Үзенбаеваның скрипка и фортепианоға арнап өңдеген «Дударай» әніне тоқталады. Мақалада аталған шығарманың талдауы ұсынылған. Музыкалық тілдің негізгі құрастырушылары мен ноталық мәтіннің құрылымы анықталған. Автор Г.Үзенбаева Е.Бруссиловскийдің дәстүріне сүйене отырып, қазақ ән мәдениетінің әсем әндерінің бірі – «Дударай» әнінің түпнұсқасындағы өзіндік қасиеті мен ерекшеліктерін мұқият сақтап көркем, тамаша транскрипцияны жарыққа әкелді деген шешімге келеді.

Abstract

This article discusses the creation history of the famous “Dudarai” song and its further stage existence in the works of Kazakhstani composers. As an example author takes the transcription of modern Kazakh composer G. Uzenbaeva – «Dudarai» for violin and piano. The article offers an analysis of the work. Main components of the musical language, the structure of the musical text were identified. The author concludes that G. Uzenbaeva leaning on tradition of E. Brussilovskiy, carefully preserving peculiarity and features of the original, created a bright, wonderful transcription of this magnificent monument of Kazakh song culture – the “Dudarai” song.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

CAPTCHA image
*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>