Агаева С. Об особенностях вокально-инструментальной музыки Средневекового Востока и инструментального мугама

Агаева С. Об особенностях вокально-инструментальной музыки Средневекового Востока и инструментального мугама // Құрманғазы атындағы Қазақ ұлттық консерваториясы хабаршысы – Вестник Казахской национальной консерватории имени Курмангазы. №2 (11) 2016. – с.3-17.

УДК 78.08(=512.162)“653”

Сурая АГАЕВА

Институт архитектуры и искусства Национальной Академии наук Азербайджана

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ВОКАЛЬНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ МУЗЫКИ СРЕДНЕВЕКОВОГО ВОСТОКА И ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО МУГАМА

Аннотация:

В данном сообщении на основе исследования письменных первоисточников освещаются особенности вокальной профессиональной музыки средневекового Востока и связанный ними процесс развития самостоятельного жанра – инструментального мугама. Подчёркнута роль теории семнадцатиступенного звукоряда Сафиаддина Урмави (XIII век), создавшей возможность для гармоничного сочетания вокальных и инструментальных мелодий. Из трактата Абдулгадира Мараги (1353-1435) приводится малоизвестная, но актуальная информация о правилах вокального исполнительства, усовершенствовании музыкальных инструментов и тюркских модусах XV века.

 

Ключевые слова: средневековый Восток, Азербайджан, вокальная музыка, инструментальный мугам, Урмави, Мараги.

Тірек сөздер: ортағасырлық Шығыс, Әзірбайжан, вокалдық музыка, аспаптық мугам, Урмави, Мараги.

Key words: the medieval East, Azerbaijan, vocal music, instrumental mugham, Urmavi, Maraghi.

Түйін

Аталған хабарламада алғашқы жазба деректерді зерттеу негізінде ортағасырлық Шығыстағы кәсіби кокалдық музыканың ерекшелігі және оның аспаптық мугам жеке жанрының даму үрдісімен байланысы ашылады. Вокалдық және аспаптық әуенге гармониялық үйлесім тудыруға мүмкіндік жасаған, Сафиаддина Урмавидің (XIII ғасыр) он жеті баспалдақты дыбыс қатары теориясының ролі ерекше атап өтіледі. Абдулгадира Марагидің (1353-1435) трактатынан аса танымал емес, бірақ вокалдық орындаушылық ережелері, музыкалық аспапты жетілдіру жолдары және XV ғасырдағы түркі әлемінен өзекті ақпарат беріледі.

Abstract

In this report, on the base of the study of the writing primary sources is shedding light on the features of the traditional professional vocal music of the medieval East and relating with it the process of the development independent genre –the instrumental mugham. The role of the 17 tone-scale theory by Safiaddin Urmavi (XIII century) which created an opportunity for the harmonious combination of vocal and instrumental melodies is emphasized. The treatise by Abdulqadir Maraghi (1353-1435) provides the little-known, but current information on the rules of vocal performance, the improved musical instruments and Turkic instrumental modes of the 15th century.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

CAPTCHA image
*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>