Недлина В. Кантата «Молчание Великой Степи» Э. Ли Бэрон: структура, методы, приёмы

Недлина В. Кантата «Молчание Великой Степи» Э. Ли Бэрон: структура, методы, приёмы // Құрманғазы атындағы Қазақ ұлттық консерваториясы хабаршысы – Вестник Казахской национальной консерватории имени Курмангазы. №4 (13) 2016. – с.45-53.

МРНТИ 18.41.07
УДК 784.5(574+73)

Валерия НЕДЛИНА

Казахская национальная консерватория им. Курмангазы, Алматы, Казахстан

КАНТАТА «МОЛЧАНИЕ ВЕЛИКОЙ СТЕПИ» Э. ЛИ БЭРОН: СТРУКТУРА,  МЕТОДЫ, ПРИЁМЫ

Аннотация
Американский композитор Э. Ли Бэрон (Anne LeBaron, род. 1953) написала кантату «Молчание Великой Степи» (“The Silent Steppe”, 2011) по заказу Департамента Культуры города Лос-Анжелес (Cultural Exchange International Grant in 2009). В основе произведения лежат тексты казахстанских поэтов и авторов кантаты – самого композитора и американского тенора казахстанского происхождения Т. Бекбосунова (соавтор либретто). Композитор не использует музыкальные цитаты, но воссоздаёт личные представления о казахском мелосе. В произведении соединяются традиционные композиционные приёмы (трёхчастность структуры, неомодальность в ладо-тональном мышлении) с авторскими находками (контрастная полифония, соединение мотета и казахского мелоса, сонористика в звучании ансамбля народных инструментов). Кантата была хорошо принята казахстанской публикой, что свидетельствует о достижении композитором художественной целостности и глубоком понимании духа казахской музыки.

Ключевые слова: Энн Ли Бэрон, кантата «Молчание Великой Степи», казахстано-американские культурные связи, Тимур Бекбосунов.

Түйін
Америкалық композитор Э. Ли Бэрон (Anne LeBaron, 1953 ж. туған) Лос-Анжелес қаласы Мәдениет Департаментінің (Cultural Exchange International Grant in 2009) тапсырысы бойынша «Ұлы дала тыныштығы» (“The Silent Steppe”, 2011) кантатасын жазды. Шығармашылық негізінде композитордың өз кантатасындағы Т.Бекбосыновтың (либреттоның біріккен авторы) Қазақстандық текті Қазақстан ақындары мен авторларының мәтіні жатыр. Композитор музыкалық дәйексөздерді қолданбайды, бірақ қазақ беталысы туралы көріністі жаңғыртады. Шығармада дәстүрлі композициялық тәсілдер (құрылымның үш бөлімділігі, ладтық-тональдық ойлаудағы модальсыздық) авторлық жаңалықпен (контрастылық полифония, мотет пен қазақ беталысының бірігуі, халық аспаптар ансамблі дауысындағы сонористика) бірігіп кетеді. Кантатаның Қазақстан баспасөзінде жақсы қабылдануы композиторлардың көркемдік тұтастығының және қазақ музыкасының рухын терең түсінгендігінің дәлелі бола алады.

Тірек сөздер: Энн Ли Бэрон, «Ұлы Дала тыныштығы» кантатасы, Қазақстан-америка мәдени байланысы, Тимур Бекбосынов.

Abstract
American composer Anne LeBaron (born 1953) wrote “The Silent Steppe” cantata (2011) for commission of Los Angeles Department of Cultural Affairs (Cultural Exchange International Grant in 2009). The work bases on texts by Kazakhstani poets and authors of cantata – composer herself and American (Kazakhstan-born) tenor Timur Bekbosunov (co-author of libretto). Composer doesn’t use musical quotations but re-creates her own impressions after Kazakh melodies. This work joins traditional methods (three part and three movement structure, neomodality in tonal thinking) with original findings (contrast polyphony and motet principals with Kazakh melodies; sonoristics in sounds of indigenous instruments ensemble). The cantata was met with Kazakhstani listeners very well that indicates composer’s achieving artistic integrity and a deep understanding of the spirit of Kazakh music.

Keywords: Anne LeBaron, “The Silent Steppe” cantata, Kazakh-American cultural relations, Timur Bekbosunov.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

CAPTCHA image
*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>